Иллюзии зрительного восприятия
Зрительные иллюзии, как правило, используются, чтобы приблизить реальные размеры фигуры к идеальным: сделать рост выше, фигуру стройнее, плечи уже или шире, грудь больше или меньше, талию тоньше и т.д. Рассмотрим зрительные иллюзии, которые важны для моделирования одежды:
1. Иллюзия переоценки вертикали:
- вертикальное кажется больше равновеликого ему горизонтального;
- одиночные вертикальные линии и детали (продольные полосы и строчки на одежде, однобортная застёжка, стрелки на брюках, длинный шарф, высокий каблук и т.д.) стройнят, подчёркивают рост;
- одиночные горизонтальные линии (поперечные полосы, швы, кокетки, карманы, отделка по низу изделия, ремешки на обуви и т.д.), напротив, расширяют, полнят;
- множественные вертикальные линии расширяют, полнят;
- множественные горизонтальные линии стройнят, подчёркивают рост.
- расстояния, находящиеся в верхней части поля нашего зрения кажутся больше, чем расстояния, находящиеся в нижней его части;
- пропорция 50/50, где верхняя и нижняя части костюма равны, создаёт переоценку размеров верхней части фигуры и ноги кажутся короче, чем они есть;
- завышенная талия в платье или короткий жакет с длинной юбкой укорачивают верхнюю часть, тем самым удлиняя ноги;
- более длинная верхняя часть позволяет подкорректировать короткий торс.
- диагональные линии (подрезы на одежде, асимметричный вырез горловины, платок через одно плечо и т.д.) привносят динамику в костюм, скрадывают асимметрию в фигуре;
- чем ближе линии к вертикальным, тем больше иллюзия стройности, чем более они стремятся к горизонтали, тем сильнее способны расширять.
- маленькая форма рядом с большой кажется еще меньше, большая форма в окружении маленьких кажется еще больше. Например, в большом головном уборе голова будет казаться меньше, чем в маленьком; если вырез воротника широк, то тонкая шея будет казаться еще тоньше; худая рука в просторном рукаве — еще худее, широкие бедра при сильно стянутой талии будут еще шире;
- в костюме, выдержанном в одном цвете или в монохромной (неконтрастной) гамме, человек выглядит более стройным и выше ростом. Если же костюм разбит на контрастные цветовые пятна, чередующиеся светлые и тёмные, то фигура будет казаться ниже и полнее.
5. Иллюзия переоценки острого угла:
- расстояние между сторонами острого угла кажется большим, чем есть на самом деле;
- расстояние между сторонами тупого угла недооценивается;
- линии, расходящиеся от центра фигуры вверх ("морской" воротник, V-образный вырез горловины, лацканы пиджака, косынка, спереди завязанная на узелок), расширяют верхнюю часть, сужая центр, талию;
- если линии идут от головы вниз (шляпа с опущенными полями, распущенные волосы на прямой пробор), то это визуально сокращает рост;
- линии, идущие от шеи вверх (волосы, поднятые над висками или зачёсанные наверх, шляпа с отогнутыми полями), создают иллюзию более высокого роста и величия;
- линии, сходящиеся к центру фигуры (треугольное декольте на платье плюс широкая юбка; застежка жакета или пальто на одну пуговицу), сужают талию, одновременно расширяя верхнюю и нижнюю части фигуры;
- если углы, образуемые встречными полосами, направлены острием вверх, то это сокращает ширину бедер полной фигуры;
- углы полос, расположенных острием вниз, наоборот, зрительно расширяют бедра, даже несмотря на наличие вертикальной вставки посередине.
6. Иллюзия насыщенности цвета:
- чёрный и тёмные цвета зрительно уменьшают объём, поглощая свет, тогда как светлые, и особенно тёплые, тона увеличивают его.
7. Иллюзия расчленения формы:
- форма одежды читается нечетко, если заполнена активным, достаточно крупным рисунком или декором;
- при делении фигуры по вертикали контрастными по цвету тканями сокращается объем;
- деление костюма по горизонтали дробит силуэт, зрительно уменьшая рост или укорачивая какую-либо часть фигуры;
- в костюме, выдержанном в одном цвете или в монохромной (неконтрастной) гамме, человек выглядит более стройным и выше ростом. Если же костюм разбит на контрастные цветовые пятна, чередующиеся светлые и тёмные, то фигура будет казаться ниже и полнее.
8. Иллюзия трехмерного пространства:
- модели с иллюзией пространственного решения рисунка, намеренно прорывают плоскость двухмерного решения, в виде монокомпозиции, крупнораппортной ткани или трикотажного полотна.
9. Иллюзия психологического отвлечения:
- чтобы скрыть определенный недостаток фигуры, внимание направляют на другое место в одежде или целенаправленно подчеркивают достоинства внешности человека. Например, при «фундаментальном» низе фигуры, отвлекающим акцентом может быть оформление шеи, плечевого пояса, лица с помощью украшений, декора, дополнений.
10. Иллюзия круга:
- волнистые линии и круги (рисунок на ткани, рюши, воланы) подчёркивают округлости, изгибы тела и добавляют объём.
- шнур, скрученный из двух полосок разных цветов (к примеру,черной и белой), помещенный на полосатую или клетчатую ткань, дает интересный оптический эффект изменения плоскости ткани: прямые линии приобретают вид изогнутых, сдвинутых, сломанных, спиральных. Используя иллюзию «крученого шнура» на полосатых или клетчатых тканях, можно создать интересные творческие модели в стиле «оп-арт».
- фигура с замкнутым контуром кажется меньше, чем фигура с незамкнутым контуром. Если шея короткая, то нельзя делать воротник «под горло», если плечи широкие — не нужно подчеркивать их ширину такой же формой выреза горловины или воротника.
13. Иллюзия заполненного пространства:
- иногда заполненное декором или деталями костюма пространство кажется больше, чем равное ему незаполненное, чем крупнее рисунок, тем сильнее эффект.
Т.о. можно изменить представления об истинных объёмах и пропорциях нашего тела, грамотно сочетая и комбинируя в костюме светлые и тёмные цвета, а также различные линии кроя и рисунки ткани. На этом в основном и строится визуальная коррекция фигуры.